ВНИМАНИЕ! Украдены работы Сергея Бархина
Виктор Гвоздицкий
Декорацию Сергея Михайловича Бархина я впервые увидел в 1974 году.
Было это в Ленинградском театре Комедии, в спектакле П. Фоменко «Родственники» по пьесе Э. Брагинского и Э. Рязанова. На сцене была сооружена эстрада парка культуры и отдыха, именуемая «ракушкой». Из узкой вертикальной щели этой «ракушки» появлялись по ходу действия все персонажи пьесы. Конструкция Бархина и вправду напоминала игриво раскрытую раковину какого-то морского моллюска. Собственно, на «эстраде-раковине» и игрался спектакль. То это была шикарная квартира, то ресторан, то Пушкинская площадь, где встречаются две героини-соперницы. Оформление ошеломляло цветовой яркостью. Все было каким-то экстремальным, розово-сиреневым. Падуги и кулисы представляли собой гроздья лососевой икры, задник — стеганое атласное одеяло. А щель «ракушки» была «цвета тела испуганной нимфы» — то ли детские пеленки, то ли кружевное белье, то ли неслыханно румяная и гладкая кожа. И вся эта переливающаяся розовость, округлость форм и пухлость фактуры (обитый тканью поролон) — словом, все это, конечно, должно было что-то означать. И Сергей Михайлович, и Петр Наумович явно жонглировали фривольными шутками, свойственными и приличными театру.
Когда меня вводили на роль официанта Васеньки, спектакль был уже ветхим и измученным. Шел он не менее десяти лет. Его играли, когда я уходил из Театра комедии, может, идет он и сейчас, хотя это, конечно, предположение гиперболическое. Случается такое со смешными и доходчивыми пьесами на самые разнообразные вкусы.
Больше никогда я в спектаклях Бархина не играл. Сожалею об этом и любуюсь его непохожестью ни на кого из персонажей сегодняшнего театра, его единственным даром сценографа и графика. Бархин — как планета. Он может все: оформляет спектакли, сочиняет мультфильмы, учит ремеслу, провоцирует спектакли в жизни. Я восхищаюсь всеми его ликами, фантастическими и непредсказуемыми. Но, конечно же, он артист!
Случайно узнал, что во времена заведования кафедрой сценографии РАТИ Сергей Михайлович проводил заседания в белых перчатках. Ну, и скажите на милость, что это такое? Я спрашивал: почему в перчатках? Что он мне ответил — не важно. Важно, что это очевидный актерский жест, эпатажный и вместе с тем искренний. На открытии одной из больших его выставок Бархин принимал гостей в феске и, кажется, с приклеенными усами. Эту последнюю подробность я, может быть, и выдумал… Но скорее всего, так и было в действительности. Или могло быть.
Сергей Михайлович редко бывает открытым, и «постоянно ясен» — это не о нем. Но его внутренние скромность и трогательность требуют (именно требуют!) защиты в виде всех этих эффектных театральных причуд. Впрочем, это не совсем так. Бархин — человек эзотерический, в его жесте присутствует глубокий сокровенный смысл. Он владеет искусством соединять несоединимое, иногда взаимоисключающее. Каждый его взгляд, каждый шаг можно и обдумывать, и толковать, и анализировать, и додумывать… спустя какое-то время.
Мир театра был им выбран не в самой ранней юности, а позднее — по окончании Архитектурного института. (Я-то поначалу считал его только сценографом.) Выбор Сергея Михайловича вполне логичен, в театре архитектура присутствует, а в архитектуре театра нет. И в лучших макетах Бархина всегда есть зодчество как способ мышления, как метод создания пространства.
Рассматривая его альбомы, эскизы или макеты, порой теряешь дар речи от осознания того, что звон его имени, роскошь, дар обладания красотой и щедрость — все это было в Бархине всегда, с самого начала его работы в театре.
Многоярусные дворцовые колоннады, могучие античные портики, холодноватые интерьеры стиля модерн, бесконечные «дома в разрезе»… Архитектура. «Рюи Блаз» Гюго в МТЮЗе был помещен в черный с золотом готический собор. Шекспировская «Двенадцатая ночь» в Горьковском детском театре была похожа на многоцветную гравюру елизаветинских времен, ефремовская «Чайка» 1970 года в «Современнике» невероятным образом соединяла в себе пастельные тона Борисова-Мусатова и фовистские «дикие» краски: желтую, лиловую, апельсиновую… Театр Кости Треплева, кажется, не воплотил зримо ни один из режиссеров, до сих пор остаются загадками чеховский абсурд, треплевский символизм, взаимоотношения автора и его героя. В 1 995-м, репетируя в ефремовских «Трех сестрах» во МХАТе, я почти на каждой репетиции слышал от Олега Николаевича: «Не понимаю, почему символисты считали Чехова своим. Но, наверное, это так… Это же теа-а-атр».
После «Чайки» в «Современнике» Москва для Бархина надолго была закрыта, но никакой творческой остановки не произошло. Менялись адреса, театры, «места действия»: Вильнюс, Клайпеда, Свердловск, Тула, Минск, ставший особенно близким Горьковский ТЮЗ — театр Бориса Наравцевича и Анатолия Смелянского. Однако любовь к большой сцене, к пространству никогда не покидала художника, сочинявшего свой неповторимый «мирозданья тайник изнутри». При всем разнообразии бархинской сценографии неизменна в ней эта любовь к большим сценам.
Нынешние театральные искания приучают нас всех играть спектакли где угодно: в подвале, на крыше, в вагоне идущей электрички, при закрытом занавесе с полусотней зрителей тут же на сцене, на балконе театрального зала, в коридоре, в лифте, чуть ли не в общественном туалете. Это поветрие восхищает многих и делает спектакли доступными лишь для особо избранных: «Много званых, но мало избранных». Как актеру мне это бывало любопытно: новое пространство, общение со зрителем как с партнером, какая-то иная аура. Однажды в разговоре с Бархиным я спросил: почему так часто играют где угодно — только не на сцене? В общем, предполагал услышать в ответ что-то вроде: «Интересно, неожиданно, экспериментально». А Сергей Михайлович сказал: «Потому что на большой сцене работать гораздо труднее. Труднее воплотить замысел в крупной и внятной форме, труднее сберечь энергетику — боль и нерв».
Поразил меня когда-то и его замысел издания книги о своем роде, о пяти поколениях семьи Хлудовых, Найденовых, Новиковых. Книгу эту написала Елена Борисовна Новикова, мама Сергея Михайловича. Бархин хотел не просто издать это повествование, но и сделать театральную презентацию книги, организовать вокруг нее спектакль. И все воплотилось. «Хроника пяти поколений» вышла и оказалась настоящим праздником. И даже маленький тираж не стал помехой. Язык книги изумительно отточенный, яркий — в рассказе Елены Борисовны поражает глубинное знание своих корней, истоков. Рассматривая «архитектуру» этой книги, понимаешь, что не издать ее Бархин просто не мог. Каждый персонаж — это отдельная судьба, а их (этих судеб) совокупность — история и культура страны.
Над мультфильмами Сергей Михайлович работал в славной компании: режиссер Андрей Хржановский, сценарист Тонино Гуэрра — соратник и соавтор Феллини. Процесс создания мультипликационного фильма — одушевление того, что нарисовал художник. Анимация похожа на писательский текст, художник здесь — автор, первоисточник, он может судить, правильно ли оживлен, озвучен, очеловечен рожденный его фантазией и сотворенный его рукой персонаж.
Давнюю историю, связанную с Бархиным, рассказал мне как-то Альберт Григорьевич Буров. В 1974 году (в том самом году, когда я впервые увидел «Родственников» Фоменко — Бархина) Альберт Григорьевич как бы между прочим предложил Бархину, уже известному сценографу, оформить на студенческой сцене Щукинского училища «Ромео и Джульетту». Буров почти ни на что не надеялся, тем более что серьезного гонорара художнику театральная школа предложить не могла. «Алик, от таких предложений не отказываются». И Сергей Михайлович сочинил для щукинцев легендарную декорацию. Сцену он засыпал толстым слоем опилок, а из опилок вырастил (именно вырастил) два ряда капителей — гигантских колонн: с одной стороны ионических, с другой — коринфских. Под опилками были словно погребены многие поколения двух вечно враждующих родов. Завитушки капителей Бархин, разумеется, изготовил сам, использовав самые неожиданные цвета: малиновый и ярко-зеленый. На засыпанной опилками арене разворачивалось действие шекспировской трагедии с трогательной Джульеттой — Леной Кореневой, которую помнят все зрители того давнего спектакля.
И еще я люблю видеть Сергея Михайловича вместе с Еленой Козельковой — талантливой актрисой, красоты необыкновенной, отличающейся от всех московских красавиц и минувших, и сегодняшних дней. Жена Сергея Михайловича Елена Георгиевна Козелькова — актриса во всем: на сцене, в жизни, на любом вернисаже. Вместе они ослепительно красивая пара — Художник и Актриса. Актриса и Художник.
Совсем другим предстает Сергей Михайлович на вечерах в Музее-квартире Всеволода Эмильевича Мейерхольда на Брюсовом, 12. Там он бывал почти всегда при жизни Марии Алексеевны Валентей — внучки Мейерхольда. На Брюсовом Сергей Михайлович тихий, полностью растворенный в этой особой атмосфере. Квартира Мейерхольда собирает людей редких, не случайных. Никакого пафоса в этих собраниях. Туда приходят те, кто вспоминает великих артистов — учеников Всеволода Эмильевича, и те, кому все это по-настоящему близко. Почти все гости мейерхольдовской квартиры давно знакомы между собой. Мне кажется, что Бархину там хорошо.
2005 год. Рукопись // Архив С. М. Бархина.