Бильярд в Арле (Ball yard Arles)

трансмиграция в двух картинах

Карамболь

Действующие лица:

А н д р е й (студент, тенор) — высокий, атлетически сложенный и поэтому неуклюжий юноша. Одет в великолепное поблескивающее ярко-красное трико, красный шелковый короткий плащик, черный котелок и черные балетные тапочки. Его лицо набелено. Большие мопассановские усы колышатся во время движений, как крылья стрекозы.

Н и н а (служанка, сопрано) — маленькая, толстенькая девушка. Одета в белое трико и низко опустившуюся пачку, белые атласное балетные туфли-пуанты с шелковыми ленточками завязок и черный смятый цилиндр. Лицо набелено, но очень яркий алый рот и румянец. Ножки короткие и толстые, но очень миленькие.

Б е л л а. (инспектор. альт) — высокая блондинка с пышной прической, на которой маленький цилиндр. Сильно подведенные по белому лицу глаза. Белое трико и высоко сидящая пачка, так, что ноги, мощные сверху, кажутся очень длинными.

Медленно поднимается серый занавес. В зале и на сцене темно. Мы слышим позвякивание деревянных колец друг о друга. В самом начале своего движения наверх занавес еще медленнее начинает раздвигаться в кулисы.

Тихо слышна музыка (этюды и упражнения Карела Черни). Играет ученик, ошибаясь и повторяя неудавшиеся места. Медленный, с большими паузами темп.

В середине сцены высвечивается расплывчатое но краям пятно ветло-зеленого (Поль Веронез цвета. Постепенно свет заполняет весь планшет и нижнюю часть сцены. Свет исходит из глубины большого светильника черного полированного дерева в форме гроба или ящика для контрабаса, невысоко висящего над серединой сцены. Зеленый суконный половик в двух сторон мягко переходит в невысокие зеленые же стены, высотой чуть более двух метров. На половине высоты стенок закреплен по всем четырем сторонам периметра балетный станок — толстая гладкая дубовая жердь на металлических кронштейнах. Станок проходит и по авансцене на стойках и мешает зрителям. Дверей и окон нет, и этот низкий зеленый ящик открыт лишь в сторону зрителей. Над ним черная глубина сцены и поблескивающий снаружи и излучающий все более яркий свет, но скрывающий его источник, гигантский «ГРОБ». На сцене кое-где стоит несколько больших деревянных кеглей. В правом заднем углу два цилиндра и котелок. Слева куча тряпок, в которых мы угадываем человеческие фигуры или хотя бы части тел. Цилиндры, кегли и тряпки на невидимых лесках поднимаются под музыку (пританцовывая) наверх и скрываются от глаз зрителя. Под тряпками оказываются персонажи, которые быстро вскакивают, разбегаются и замирают в позах-позициях.

Н и н а в ARABESQUE, направленной лицом к А н д р е ю, который замер в позе ATTITUDES EFFACEES, Б е л л а в ECARTE вперед. Две белые фигурки в пачках и одна красная на зеленом поле со стенками-бортами должны напомнить зрителям едва знакомый биллиард без луз – карамболь, а знающим зрителям ван-гоговское ночное кафе в Арле, подаренное Сталиным какому-то американцу и теперь находящееся в Иельском университете.

Фигурки под музыку начинают передвигаться, имитируя игру в карамболь, когда ударяющийся красный шар после удара, отразившись от первого белого шара, должен чокнуть — задеть третий, тоже белый шар. Таким образом, А н д р е й в балетном движении достигает Н и н ы, дает ей балетное затухающее движение в сторону, а сам, отразившись от Н и н ы, направляется к Б е л л е, ждущей его с распростертыми объятиями и подняв левую ногу. Иногда девушки достигают станка и делают балетные упражнения у палки. Все это выглядит немного смешно, т.к. фигуры их недостаточно классические балетные, музыка детская и все время прерывается.

А н д р е й (громко Н и н е) — PAS FAILLI! (устремляется к ней REVOLTADE C PTEPARATION: FAILLI, COUPE, DESSOUS, c окончанием ы третий арабеск, приблизившись к ней). Я ВИЖУ, ВЫ МЕНЯ ОЖИДАЕТЕ.

Н и н а. — Я ЖДУ ВАС КАК СОЛОВЕЙ ЛЕТА.

Когда А н д р е й дотрагивается до нее, она резко отскакивает и по прямой . линии, выполняя CROISEE, направляется в сторону станка на сцене.

А н д р е й (вскрикнув). APLOMB! Тоже отскакивает и cpeдними прыжками GLISSADE PAS C1SEAUX направляется к Б е л л е и промазывает. Звуки барабанной дроби отмечают это и вмешиваются в фортепьянную музыку.

Б е л л а как была в ECARTEE вперед, так и поворачивается мелкими пунктирными движениями за проплывающим прыжками мимо А н д р е я.

Б е л л а. — АХ! КАКАЯ ЖАЛОСТЬ, МНЕ НЕ ПРИДЕТСЯ СЕГОДНЯ УВИДЕТЬСЯ С НИМ, А Я ТАК ГОТОВИЛАСЬ, МЫЛАСЬ, ПУДРИЛАСЬ, ДУШИЛАСЬ, ПРИЧЕСЫВАЛАСЬ! НЕУЖЕЛИ ВСЕ НАПРАСНО?

Голова А н д р е я поворачивается в сторону Б е л л ы, которая остается сзади—сбоку. Движения всех, как и музыки, чрезвычайно медленны и иногда рваные.

А н д р е й (старательно поет тенором) — КАК Я ХОЧУ БЫТЬ ЛЮБИМЫМ ТОБОЮ СЕЙЧАС! (пауза).

Все бытовыми движениями идут на прежние места и становятся в прежние позы, только в самом конце Н и н а делает JETE PASSE и застывает в ARABESQUE.

Начинается вторая попытка карамболя.

Классические балетные движения и позы могут быть выбраны и режиссером и актерами. Текст говорится на pазные голоса, поспешно, нарочито медленно, громко, очень тихо, криком, громким шепотом, певуче и напевно, непонятно, неслышно, с повторами, в пространство, зрителю, партнеру, задумчиво, сомнамбулически, с выражением, живо, индифферентно, оперно, бытово, житейски, напыщенно, театрально, в раздумьи, с акцентом, грустно, весело, экзальтированно, хрипло, грубо, не своим голосом, назидательно, мечтательно, раздраженно, гневно, вопросительно, восклицательно, торжественно, буднично, по слогам, скороговоркой, сварливо, бранчливо, миролюбиво, просительно, унижительно и т.д.

Эти четыре фразы повторяются на разные лады, движения тоже различны. Выбор и порядок девушек произволен и отдан на усмотрение артиста, играющего роль А н д р е я, и режиссера.

Артисты спотыкаются, поскальзываются, делают нелепые ошибки, падают. Музыка прерывается, становится слишком громкой, иногда мастерской и быстрой, так что артисты не поспевают, иногда музыка как бы плывет и опаздывает.

Становится утомительно. Свет медленно гаснет. Занавес начинает опускаться и закрываться. Тряпки накрывают утомленных и почти слипшихся друг с другом актеров. Тела вздрагивают, дергаются и затухают под тряпками. Опускаются кегли и цилиндры. Темнота.

АНТРАКТ…