Оциум

В первый день приезда Иосифа Чуракова  в
Нью-Йорк, встречавший его, останавливает рассказ
Иосифа словами: «Ты пойми, Ося! Все ваши
диссидентские проблемы не стоят одной только
проблемы – парковки машин в Манхеттене». Так и
все наши (ваши) достижения, расстановки
«гамбургского», советского и капиталистического
счетов, объявленные шедевры искусства,
«гениальности» и «самовздутия» не стоят проблем
загробной жизни и даже одной только проблемы –
проблемы сожалений.

Мишелю?

OTIUM

(ОЦИУМ)

(досуг)

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

С Т О Р О Ж (реально ходит по сцене, как и куда захочет, с колотушкой).
С П Я Щ И Й (спит весь спектакль, просыпается в финале)
Т Е Н Ь   Г О С П О Д И Н А  В  Ш Л Я П Е (движущаяся графическая тень – проекция на боковых стенах сцены).
Биение сердца, девушка шестнадцати лет, самая прекрасная, какую только сможет уговорить продюсер, взволнованно прохаживающаяся по сцене обнаженная. Ходит весь спектакль и «бьется». Весь спектакль можно, а может быть, и правильно смотреть только на нее.
Храп человека, артист, одетый в абстрактный стереометрический костюм. Издает звук храпа весь спектакль (синусоидно громче и тише) маленьким магнитофоном.
Скрип двери, его жена, сорока пяти лет. Она обнажена. На ней – только широкополая шляпа. Артистка великолепна и не стесняется, потому, что у нее – хороший гонорар.
Кваканье лягушки, старушка в фартуке, деликатно ковыряющая в носу. Она прелестна и ни  в коем случае не противна.
Зажигание спички, молодой сутулый господин, одетый в светло-серый костюм из твида. Тридцать пять лет.
Все актеры единовременно зажигают. сигареты и курят, но есть и записанный звук зажигаемой спички.
Стук в дверь кулаком, громадный старик в большой чалме, похожей на кулак, даже фигу. На спине у него привязана дверь, старая дверь с филенками
Гарвардский сверчок,* маленький мальчик в голубом джинсовом костюмчике с детской игрушкой, состоящей из палочки, конского волоса и глиняного грузика, смазанной варом. Игрушка при вращении грузика скрипит.
Разрыв бомбы, металлическая бочка Гринуэя из спектакля о Вермеере в целую тонну воды, выливающаяся на сцену сверху.
Дождь, три-четыре артиста, имитирующих дождь, в особых хлюпающих тапочках быстро, быстро, мелкими шажками ходят, даже почти бегают по периметру сцены. И в это время идет очень мелкий реальный дождь с колосников.
Капли дождя, молоточком по железу.
Удары молота по наковальне. Голый и мускулистый мужчина, который «бьёт» и бухает. Ему помогает помощник с пилой-болгаркой.
Колокол, звонарь и реальный церковный колокол.
Аплодисменты, зриmельские и записанные на DVD, провоцирующие зрителей.
Удар грома, самый большой корейский барабан.
Босые шаги по дощатому полу, юноша, покрытый мыльной пеной для бритья.
Бой английских часов, запись.
Автоматная очередь,

Сцена

Пустая сцена. На ней кое-где видны кучи тряпок, старой одежды. Такие же кучи подвешены  некоторых местах в воздухе сцены.
В левом дальнем углу стоит старомодный (начала двадцатого века) диван, на котором спит спящий.
От левой стены портала снизу по диагонали к правой стороне задней стены сцены наверх подвешена к ферме светящаяся абсолютно прямая ярко зеленая неоновая трубка.
В проеме арьерсцены живописными планами и бутафорией построена и освещена какая-либо реалистическая картина художника Клода Лорена. В нее уходят артисты.
Посередине сцены – наклонный помост меньшего, чем сцена размера,  с которого вода стечет на сцену, покрытую непромокаемой тканью с бортиками. Когда в финале пьесы раздается удар грома, пятьсот литров теплой воды выливается на всех артистов. На нижней сцене из кулисы в кулису сверчок запускает игрушечный поезд. Красоту сцены составляет сильно увеличенная бутафорская скульптура Цадкина «Винцент и Тео Ван Гоги», раскрашенная как будто самим Винцентом.
* * *
Гаснет свет в зале. Затянувшаяся пауза возбуждает нетерпение зрителей. Сквозь возникший туман проступают фрагменты декорации. Медленно рассеивается туман, и свет становится достаточным, чтобы рассматривать происходящее.

БИЕНИЕ СЕРДЦА (Быстро ходит по сцене) Бум…бум…бум…бум… бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…
бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…б…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум… бум…бум…..маленькая пауза бум…бум…бум…бум…бум… бум…бум…бум…бум…бум бум…бум…бум
бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…б…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум… бум…бум…бум…бум…бум… бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…
бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…б…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум… бум…бум…бум…бум…бум…
бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…б…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум…бум… бум…бум…бум…бум…бум…

ГАРВАРДСКИЙ СВЕРЧОК (Запуская игрушечный поезд) Ции. Ции. Ции. Ции. Ции. Ции. Ции. Ции. Ции. Ции. Ции. Ции. Ции. Ции. Ции. Ции. Ции. Ции. Ции. Ции. Ции. Ции. Ции. Ции. Ции. Ции. Ции. Ции. Ции. Ции. Ции. Ции. Ции. Ции. Ции. Ции. Ции. Ции. Ции. Ции. Ции. Ции. Ции. Ции. Ции. Ции. Ции. Ции. Ции. Ции. Ции. Ции. Ции. Ции. Ции. Ции. Ции. Ции……

ЗАЖИГАНИЕ СПИЧКИ (зажигает спичку и все артисты в это же время тоже зажигают по спичке. А ЗАЖИГАНИЕ СПИЧКИ делает ртом – говорит) Чирк ПУШШ (губами громко) и тут же множество: Чирк ПУШШ,  Чирк ПУШШ,  Чирк ПУШШ, и т. д.

СТУК В ДВЕРЬ КУЛАКОМ (очень громко три раза с паузами) БАБУМ…БАБУМ…БАБУМ
Все, кто на сцене, открывают китайские зонтики от солнца, и начинается дождь.

ДОЖДЬ (артисты забегали суетливо, забубнили губами и пальцами, забарабанили похоже на дождь по особым накладкам на груди, фасон – на  усмотрение модельера, но чтобы звук пальцев по накладкам напоминал звук дождя).Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш………………………….Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш…………………………………. Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш…………………………. Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш…………………………….. Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.  Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш………………………….  Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш….…..….… Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш. Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш.Чш. Чш.Чш.Чш……………………….

ХРАП ЧЕЛОВЕКА (Отрывая кубы и кубики от своего костюма, храпит открытым ртом имикрофоном,). Хррры…Хрыы…ыыы…Хрыы……
Россия погибает… Хрыы……… Россия погибает…Хрыы………Россия погибает……… Хрыы…гомче и громче. Россия погибает. Просыпается. Россия погибает! Россия Погибает!!!
Все остановились в тех позах, в которых его застали эти последние очень громкие слова. А до этого, как будто ничего не слышали.

ПАУЗА

КВАКАНЬЕ ЛЯГУШКИ (В полной тишине тихий голос). Ква. Ква. Ква. Ну и фиг с ней (лучше другое, более грубое слово). Ну и фиг с ней.

ВСЕ  (громко). Не фиг! не фиг! не фиг! не фиг.

СТУК В ДВЕРЬ КУЛАКОМ (отвязывает, снимает дверь со спины, ставит ее на планшет сцены и бьет в нее кулаком три раза) Боу…Боу…Боу… (тихо) Кто сказал погибает? Она уже погибла! (И тихий смех) Ха, Ха, Ха, Ха, Хи-ха, Хи-ха, Хи-ха, Хи-ха.
Дождь и Капли дождя (дождь продолжается и переходит в капли дождя). Артисты,  изображающие дождь забегали, а артист, играющий роль капель дождя бьет молоточком по висящим по краям сцены ржавым железным листам. Чш. Чш. Чш. Чш. Чш. Чш. Блюм. Чш. Чушь. Блюм, Чушь. Блюм. И так далее по усмотрению не режиссера, а артиста.

ВСЕ АРТИСТЫ ПРОДОЛЖАЮТ ИГРАТЬ ГИБЕЛЬ РОССИИ.

СКРИП ДВЕРИ (выходит из-за двери, оставленной СТУКОМ В ДВЕРЬ КУЛАКОМ стоять  на сцене, и снимая шляпу, прикрывая по очереди то грудь, то чудные ягодицы, то лоно, говорит очень тихим эротическим шепотом в микрофон. Пиипс, пиипс, пиипс, пиипс, пиипс, пиипс (и медленно уходит)

УДАРЫ МОЛОТА ПО НАКОВАЛЬНЕ (не отводя глаз от СКРИПА ДВЕРИ и клещами держа заготовку на наковальне,  бьет молотом по ней, пытаясь выковать меч,     а в это время его помощник искрами пилы-болгарки изображает атмосферу кузницы) БАХ… БАХ… БАХ… БАХ… БАХ… БАХ… БАХ… Продолжает бить по наковальне некоторое время.

В это время раздается разрыв бомбы и артист, играющий РАЗРЫВ БОМБЫ дергает за веревку, спускающуюся с колосников. И огромнее количество теплой воды выливается из перевернувшейся огромной бочки.
РАЗРЫВ БОМБЫ (только успевает сказать) Ах!

КОЛОКОЛ (звонит в настоящий церковный колокол, висящий здесь же на конструкции из металла) Бом…Бом…Бом..
УДАР ГРОМА (в микрофон) Ба Бах!В это время сверкание молнии на заднике и в зале.

ТЕМНОТА НА СЦЕНЕ
БОСЫЕ ШАГИ ПО ДОСЧАТОМУ ПОЛУ (сначала только звуки, а потом зрители видят в самой середине сцены жалкую фигуру артист, который с помощью микрофона громко топает по планшету босыми ногами)

БОЙ АНГЛИЙСКИХ ЧАСОВ ( артист стоит в футляре напольных английских часов и тихо двенадцать раз ртом и губами в микрофон) Дон… Дон… Дон… Дон… Дон… Дон… Дон… Дон… Дон… Дон… Дон…Дон…

БОСЫЕ НОГИ продолжает тихо идти по сцене, а в это время на сцену выходит АВТОМАТНАЯ ОЧЕРЕДЬ и стреляет в него из автомата «Калашников».  БОСЫЕ НОГИ падает убитый и мыльная пена пачкает планшет.
АПЛОДИСМЕНТЫ (Громкие аплодисменты зрителей, откликнувшиеся назапись).

БИЕНИЕ СЕРДЦА (продолжает ходить по сцене) Бум… Бум… Бум… Бум… Бум… Бум… Бум… Бум… Бум… Бум…Бум… и так далее.

АПЛОДИСМЕНТЫ ЗРИТЕЛЕЙ ПРОДОЛЖАЮТСЯ…

Сергей БАРХИН.
Сентябрь-октябрь 2009 года.