Кашель в театре

неудачная пьеса

Действующие лица:

Г о м е р

С е н е к а

А к т е р в костюме Г а м л е т а, в клетчатой кепке

С в я щ е н н а я к о р о в а — зрелая женщина в коричневом трико с обнаженной грудью

И в а н С е р г е е в и ч К и к и н — юноша, чиновник мэрии

А н д р е й С. — ученик Кембриджа, на каникулах, в кожаном пиджаке и серых брюках, в сандалиях

Ц е з а р ь

статисты

Б р у т

Занавеса нет

Сцена слегка освещена фонарем, стоящим в арьере на высокой треноге. Доски планшета выкрашены в блестящую серую краску, которой красят военные корабли, Свет прожектора направлен в сторону зала и благодаря нему, доски, каждая по-своему, дают отблеск в глаза зрителей. В левом дальне углу начинает проявляться висящая в воздухе геометрическая фигура, напоминающая по форме раковину. Она тоже блестит голубоватым переливающимся перламутром, медленно поворачиваясь вокруг вертикальной оси. Со скрипом открывается дверь, и в самом конце раскрываясь уже стремительно, с глухим стуком ударяется в стену. Из нее выходят все герои. В правой части сцены четыре невы¬сокие столба-постамента, на которых бюсты Ц е з а р я, Б р у т а, Г о м е р а и С е н е к и. Бюсты классические и выкрашенные в красный, белый, золотой и серебряный цвета. За ними высокая арка, украшенная черным и зеленым виноградом с листьями. За ней голубое небо и море с едва различимой линией горизонта. Посередине сцены лежит большая надутая автомобильная камера. Перед ней, ближе к авансцене, четыре желтые полупрозрач¬ные многогранные формы, символизирующие песок. Всю сцену по диагонали снизу вверх из переднего левого в правый задний угол тонкая светящаяся синеголубая линия — наборная неоновая трубка. В местах контактов она изредка с треском искрит. Герои удобно расположились на сцене. Действие происходит в будущем.

С в я щ е н н а я к о р о в а ( читает) — настоящий Гамлет был женат на дочери английского короля. Сначала он притворился сумасшедшим. Гораздо позже у них родился Pюрик, прозванный позже Долгоносым. Его правнуки Петр и Павел правили уже полмиром и позже, когда произошла…(прерывает чтение и медленно подходит к Кикину): Веня! Мне хочется, чтобы ты знал немного больше, чем об отводе вод и земель… Ты слушай… Я читаю тебе очень важные вещи.

К и к и н. — простите меня, я задумался о лучшем отводе земли на остро¬ве Элефант

К о р о в а. –А… а это то, что осталось от великой Лимурии… Это так мало

К и к и н. — Вы ставите всегда культуру Лимурии выше культуры Атлантиды, но никогда я не слышал ничего из истории Лимурии.

Входит А н д р е й

А н д р е й. — Я привез всем два блока «Салем», а курить в доме нечего. Угостите. Потом отдам.

Г о м е р с пьедестала. — Гектор меж тем на Аякса направил сияющий дротик.

Раздается треск и голубая диагональная неоновая трубка гаснет. В арке засветилось переливающееся море.

К о р о в а. — Надо пойти и кому-нибудь решить с ужином для актера. Правда, у нас есть пластмассовый виноград.

А н д р е й. Я принесу банку с ветчиной и бутылку Бордо, Он будет доволен и станет играть завтра лучше.

К о р о в а ( тихо) — А тебе понравился его Гамлет?

А н д р е й. — Нет, он играл его слишком громко. Каблуки были слишком высокие, и Кикин весь спектакль кашлял и мешал мне.

Через всю сцену медленно, попыхивая трубкой, прошел А к т е р, одетый в клетчатые штаны и кепку, в руках букеты.

А к т е р. — Вы даже не представляете себе, какой успех. Меня наградили орденом (речь прерывается протяжным гудком паровоза и из дыры в правом углу задней стены над аркой вырывается облако пара. Meдленно раздает всем цветы).

К и к и н, А к т е р и А н д р е й устраиваются на тетраэдэре гигантских песчинок вокруг К о р о в ы, которая читает из Дидро.

К о р о в а. — Как хотите, Актер же естественный часто отвратителен. Во всяком высоком искусстве бойтесь nocpедственность, которую хвалят, А ты, Андрей, говоришь. Ладно.

Б ю с т С е н е к и. — Дело не в том, чтобы книг было много, а в том, чтобы они были хорошие,

\\ Рукопись. Архив Сергея Бархина