ВНИМАНИЕ! Украдены работы Сергея Бархина
О работе над балетом «Ромео и Джульетта»
Васильев сказал: «делаем спектакль для заграницы. Премьеру сыграем в Арена де Верона. Оркестр — в середине площадки» Дирижировать будет Ростропович».
Мне эта идея понравилась. Я стал думать: из какого материала должны быть декорации, чтобы они смотрелись на фоне подлинных античных развалин. И понял: только из железа. Дерево к «Ромео и Джульетте» не подходит. А железо (листы толщиной 0,2 мм, используемые в промышленности для изготовления консервных банок, легкие и дешевые, обработанные солью, чтобы получить ржавчину). как материал для архитектурной декорации, оказалось в самый раз. Убедил Васильева не делать никаких арочек, на сцене они выглядят жалко, Стремился к формам укрупненным Старался во всем себя ограничить — можно было сделать сколько угодно декораций Италии, и все они были бы красивы. Как и в «Пирате», вспоминал А.Аппиа. Сегодня его открытия мне кажутся особенно привлекательными, я вижу для себя здесь перспективу поработать по-другому, нежели я работал раньше.
Воплощение макета на нашей сцене сопровождалось множеством трудностей. Для того, чтобы перекрыть ненужную оркестровую яму, необходимо было ее полностью очистить, установить в ней стойки-фермы, достать металл, найти такое покрытие, которое и не пружинило бы, и было бы бесшумное А еще — перекрыть также и рампу, что влекло за собой соответствующее поднятие всего планшета.
Я понял: чтобы спектакль, когда он будет исполняться на открытых площадках, не выглядел эстрадным представлением, нужно сделать специальный портал. Он стоит отдельно, является «рамой», обозначающей зеркало сцены, н уже внутри его — оркестр на трибунах и площадка точных габаритов.
Сидящий на сцене оркестр мог очень отвлекать внимание зрителей от актеров. Поэтому я попросил сделать специальные подсветки на пюпитрах и по возможности затемнить оркестрантов, а их костюмы по цвету сблизить с ржавым цветом железной фактуры архитектурной декорации»
Установка рассчитана на то, что она может стоять на любой площадке, как сценической, так и открытой — на фоне и Собора Парижской Богоматери, и Прадо, и Эскуриала, и ратуши каждого европейского города. И вообще, можно было бы сделать еще одну аналогичную установку — уже для оперы, зафрахтовать какой-нибудь дешевый корабль и на нем отправиться в длительные гастроли, заняв в них всю и балетную, и оперную труппу, а в это время, наконец-то, произвести капитальный ремонт нашего здание, которое вот-вот разрушится.
1991. Запись В.Березкина \\ Рукопись. Архив Сергея Бархина