Анатолий Королев

Анатолий Королев

Он кентавр!

В редакции журнала «Знамя» открылась вы­ставка работ художника Сергея Бархина. Она приурочена к публикации мемуаров Бархина в № 1 журнала за 2006 год. Сергей Бархин — дитя мамы и маминой ложки. Удивительно, но он запомнил тот миг, когда родился, и позднее опи­сал это событие. Было это во время войны, да еще в эвакуации в городе Фрунзе. Ему испол­нилось к той исторической минуте уже 5 лет, и все время хочется есть. Вот и сейчас его взор устремился на маленькую кучку творога. Кажется, «ам» — и она вмиг будет скушана. Но мама медлит, потому что знает, что накор­мить надо глаза, а остальное не так уж важ­но. Вот она выкладывает творог на тарелочку и сначала утрамбовывает его выпуклой ложкой. Мальчик пускает слюнки, но невольно любует­ся тем, как ложка ласкает откосы творожной горки. Горка готова, теперь пора открыть рот. Но мама знает: глаза еще не насытились. И на­чинает ложкой делать рисунок по склону той творожной горы — наносит перпендикулярную насечку-решетку. Можно есть? Нет. Мама по­сыпает творог солью до тех пор, пока склоны белоснежного Монблана не начинают искрить­ся на солнце альпийским снегом. А теперь? Еще минуточку! Мама рассказывает, как де­лается сыр. Ну? А вот теперь можно, решает мама: взор Сережи насытился, память тоже на­полнена. Она пододвигает к сыну творожную гору, украшенную насечкой. Протягивает лож­ку. Держи! Мальчик ест уже не так быстро, как намеревался. «Ам» превращается в наслажде­ние. Так родился художник. Теперь он умеет насытиться цветом и формой. Есть увиденное не обязательно.

Затем на смену голоду пришла пора изоби­лия (речь идет исключительно о пище для взо­ра). Семья вернулась в Москву, и мы застаем мальчика и его сестру Таню солнечным весен­ним утром 1945 года в гостях у дедушки Гриши, архитектора Григория Борисовича Бархина. О, тут есть чем поживиться оголодавшим детям. На середину большой гостиной в легендар­ном доме Нирнзее по Большому Гнездников­скому переулку выдвигается огромный круглый стол с множеством ножек. На него ставятся два кресла с прямыми подлокотниками. Их роль — зажать спинками лыжи и гордую лыжную пал­ку с голубым покрывалом. Это парусник, плы­вущий по Черному морю в Константинополь, что раскинулся на двух берегах пролива Бос­фор в соседней комнате дедушки. Путь опасен. Пираты караулят за каждым углом. Но у пу­тешественников есть, чем встретить нападение: кресла угрожают разбойникам парой старин­ных ружей с инкрустированными прикладами и пистолетом XVII века. Их подарили дедушке еще репинские запорожцы. А морской горизонт караулит подзорная труба из красного дерева на медной треноге на капитанском мостике. Уф! Пираты струсили. Корабль швартуется к пирсу в Константинополе. Экипаж садится за восточ­ный столик, где на двух тарелочках с зигзаго­образными краями лежит по кучке изюма. Де­душка читает отважным морякам книжку сказок Шахерезады, одетую в цветастый матерчатый переплет. После чего дети едят мясо дикой сер­ны (комочки вареной говядины, пропущенной через мясорубку) и запивают горячей чашкой португальского какао (бурда с каплей кофе).

Так душа творожного мальчика Бархина проникается чувством стиля. Но самое удиви­тельное то, что из этих сластей рождается буря и натиск. Спустя каких-то жалких тридцать лет Бархин в Дзинтари, в Доме творчества, проде­лывает штуку с презервативом. Оружие любви ему подарил приятель-шутник. Бархин в пол­ном восторге. Он заполняет «изумительный пре­зерватив» (цитата) акварельным кармином и, раздевшись до пояса, подвязывает баллон под мышку, после чего облачается в блестящую ру­башку и выходит в зал к танцующим парам. В его руке играет бликами нож. Раз! Острие булавки прокалывает резинку кондома, и лужа крови заливает грудь и спину героя. Бархин картинно падает на пол, и сквозь ресницы на­блюдает за произведенным эффектом. Танцы кончились. Ор, паника, крики! Окровавленное тело несут к выходу. Сладость смерти прони­зывает душу героя. Все ищут убийцу. Первым сдали нервы у Мубориса Алиева из Баку. Тот в испуге убегает из зала. Толпа за ним. Держи! Поняв, что шутка зашла слишком далеко, Бар­хин оживает и бросается на колени перед Али­евым. Прости, я пошутил! Тут общий гнев обо­рачивается против ожившего героя. Занавес.

Бархин — священная шутка, которая зашла слишком далеко, прямо на небеса. Его можно сравнить с великим английским плейбоем XVI века Вторым графом Рочестером, поэтом Джоном Уилмором, который превратил свою жизнь в бесконечный перформанс. И кого же полюбил этот творожный мальчик-пират, а позднее тен­нисист и стиляга в куртке на молниях и узких брюках из серого штапеля, будущий окровав­ленный московский Бархин Уилмор?

Он полюбил лошадь. Ее звали Машкой. А случился этот душераздирающий роман ле­том на целине, в пыльной степи в казахском совхозе, куда отправили студентов Архитектур­ного института, где Бархину довелось сыграть роль водовоза. Машке было лет десять. Неярко­го рыжего цвета кобыла с черной гривой и чер­ным хвостом. Каждое утро человек, сострадая живой душе, заковывал ее в рабство, надевал хомут, кольца, ремни, оглобли, дугу и пускал телегу в плавание по степи. В те дни Бархин чувствовал себя д’Артаньяном, который плелся к Парижу на кляче, и все сильней проникался любовью к своей подруге. Порой она подни­мала хвост и выпускала струю воздуха прямо в нос геометру, но от этого дуновения чувства водовоза лишь крепли. А однажды, отмахиваясь от слепней, кобыла так высоко подняла хвост, что юноша увидел то, что видно, когда пла­тье девушки задирается ветром, а трусиков нет. Бог мой! В эпицентре сущности всего живого женской породы сидели сотни слепней, вцепив­шихся в тайну. Бархину стало дурно и так жаль Машку, что, срезав прутик с ближайшего куста, он принялся остервенело сгонять кровососов с нежного места. И кобыла благодарно ско­сила на человека огромный заплаканный глаз. Распрягая Машку, наш герой прижался щекой к ее мощной, плоской горячей челюсти, и они, наконец, обнялись и слились в одно существо.

С той поры Бархин считает себя кентавром. Голый до пояса торс, ниже которого — кор­пус лошади. (Стоит только взглянуть на эскизы к мультфильму «Генерал и Бонапарт» по сце­нарию Тонино Гуэрры: на каждом рисунке на­шлось местечко для лошади.) Однажды Бархин описал самого себя в списке действующих лиц собственной пьесы «Красная ртуть». Вот описа­ние. «Флейта — двое мужчин, изображающих гнедую кобылу двенадцати лет. Одета в ве­ликолепную попону из синего с белым шелка и бархата, расшитых золотыми орлами и льва­ми. Сбруя увешана множеством серебряных бу­бенчиков и стеклянными шариками с ртутью. На голове — пышный султан. Копыта позоло­чены. Подковы обычного белого, т. е. черного металла. Гвозди медные. Седло кожаное, зеле­ного сафьяна, с надколенной подушкой. Мар­тингал не дает поднять морду слишком высоко». По ходу пьесы Флейту убивают, но, к радости зрителей, она осталась жива. Вот мечта автора: остаться живым после того, как тебя закололи.

В общем, Бархин — это дивный художник, печальный мудрец и блистательный кентавр, внутри которого — два актера: один — взрослый плейбой в рубашке, залитой акварельной кро­вью, а второй — мальчик, любующийся горкой творога, по которому мама наносит насечку выпуклой ложкой.

Знамя. 2006. N“4. С. 228-230.