Леонид Тишков

В издательстве «Книга» мне предложили проиллюстрировать романы «Двенадцать сту­льев» и «Золотой теленок».

Я взял журналы двадцатых годов: «Огонек», журналы моды тех лет, стал изучать графиче­ский дизайн начала века, рекламу, потом рас­сматривал фотографии

Долго искал образ Остапа Бендера: «Как же он выглядит?» — думал я.

Решил посмотреть иллюстрации Кукрыник- сов к одному из первых изданий. Даже Ильф и Петров видели эти рисунки, а вот я с тру­дом их нашел. Повсюду были книги с други­ми иллюстрациями Кукрыниксов — в 50-е годы они поменяли стиль и переделали оформление к Ильфу и Петрову. Кукрыниксы уже стали офи­циально признанными социалистическими ху­дожниками, а когда началась борьба с форма­лизмом, они встали в первые ряды этой борьбы, и пришлось им отказаться от лучших своих про­изведений.

Более того, они разослали во все библиоте­ки специальную директиву о том, чтобы изъяли книги Ильфа и Петрова с теми, первыми, иллю­страциями конца двадцатых годов. Теперь они считали эти иллюстрации слишком гротескными, странными и не соответствующими реализму.

А я все же отыскал их: те, самые пер­вые, иллюстрации меня вдохновили. Такие хо­рошие рисунки — яркие, пластичные, живые. Но Остап Бендер мне не понравился. Это был хулиган и бандит. Я решил придать ему больше интеллигентности, потому что он мне казался более изящным, более артистичным, чем его изобразили Кукрыниксы. Хотя портрет Бенде­ра, сделанный Кукрыниксами, стал канониче­ским и был воплощен в кинематографе.

Для прототипа Бендера я выбрал своего хорошего знакомого театрального художника Сергея Михайловича Бархина. При встрече я внимательно осмотрел его со всех сторон. У него были круглые очки, он носил длинный шарф. Я нарисовал его портрет. И его образ соединился с образом Остапа Бендера в моем воображении.

Так в иллюстрациях к «Двенадцати стульям» появился новый Остап Бендер с тонкими черта­ми лица и длинными изящные пальцами. Сразу видно, что это руки настоящего артиста.

Тишков Л. Как стать гениальным художником, не имея ни капли таланта.
М., 2007. С. 98, 100-102.