Алексей Тарханов

Сергей Бархин — герой всех времен и народов

Не послушался я первого совета М. Булгакова в «Мастере»—«никогда не разговаривайте с неизвестными!

С. Бархин
Николай Погодин. Кремлевские куранты

С первых дней Октября Сергей Бархин принял революцию.

Много позже в кремлевском кабинете его внимание привлек висевший на стене черный круг — образец «творчества» левых футуристов, предводительствуемых Луначарским и его пособни­ком Штеренбергом.

Поворот Бархина к классическому наследию был бесповоротен.

БАРХИН: Все наши, дедушка, дядя с папой и мама, видимо, глубоко презирали тогдашний «реализм», потому что я просил­ся несколько раз в художественную школу, там приятели мои учились, это была школа для одаренных детей, и мне было обидно, что они были одаренные, а я — нет, хотя мог и лучше ри­совать. Но мне сказали, что этому нельзя учиться, это все плохо очень.

Дедушка мог усмехнуться по поводу, скажем, Репина. А вот театральные и книжники в семье пользовались уважением.

А. П. Чехов. Чайка.

Антон Павлович Чехов подолгу гостил в семье. Рассматривая рисунки Сереженьки Бархина, он предрек ему большую будущ­ность, но советовал не связываться с МХАТом. Поэтому Сергей Бархин был лишен общения со многими выдающимися режис­серами.

БАРХИН: Как я работаю с режиссером? — Как змеелов. Я в детстве видел одного в Доме архитектора. Он сказал, что это нетрудно, дело все в том, что мысль у змеи движется медлен­нее, чем у человека. И если ты это знаешь, то тебе ничего не стоит работать, ты ничем не рискуешь.

Я видел Леонидова, Жолтовского, Гольца, Бурова. Что мне после них сегодняшние театральные люди?

Сергей Бархин начал свою работу архитектором. Но вместо чертежей у него сразу получались увражи. Тогда он разочаро­вался и бросил архитектуру.

Обложка Журнала «Архитектура СССР»

На обложке журнала «Архитектура СССР» Сергей Бархин изо­бразил капитель с пышным акантом и бараньими завитками волют.

Бывший главный редактор журнала, бывший аспирант Академии архитектуры говорил одному из последующих главных редакторов: «Такого не бывает, чтобы снизу – акантовые листья, как в коринфском, а сверху – завитки, как в ионическом ордере…»

Так Бархин изобрел композитный ордер.

БАРХИН: Мы с Мишкой Аникстом начали делать какие-то проспектики, бузу. Потом вступили в Горком графиков. Потому что тогда могли посадить за тунеядство. И мы имели в издатель­ствах очень поганую работу. Но она улучшалась постепенно.

Мы бегали по низам и никому не перебегали дорогу.

Сергей Бархин — член Союза художников СССР.

А. Н. Островский. На всякого мудреца довольно простоты.

Мамаев. Вы хозяин этой квартиры?

Глумов. Я.

Мамаев. Зачем же вы ее сдаете?

Глумов. Не по средствам.

Мамаев. А зачем вы нанимали, коли не по средствам? Что вас, за ворот, что ли, тянули, в шею толкали? Кто вас неволил?

Глумов. Бархин.

БАРХИН: Я слышал не раз, что я как бы «сухой». И под су­хостью подразумевается всякая точность. А я и не мог бы быть другим. Я, во-первых, понимаю, что такое Фальк и как его де­лать. А во-вторых, когда я приезжал в провинцию, я встречался с очень бедными людьми. И очень неприятно, если бы они запо­дозрили, что приехал халтурщик из Москвы сорвать свои 500 и уехать. Это было бы неприятно. И это тотчас же наложило от­печаток на мои работы. Это лишало возможности быть остроумным. Ну — сделать один большой черный шар. И я стал делать — тща­тельно.

Почему-то но отношению к театральному художнику «теат­ральный» звучит как упрек. Вот и мне говорят, что К. плохо ри­сует. Я отвечаю: «Да. К. плохо рисует и Б. плохо рисует, а ты хорошо рисуешь. Но подумай, насколько лучше всех вас рисовал Леонардо». И что из этого следует? А ничего!

И я им говорю: «Давайте!» Давайте. Готов на любое сорев­нование. Круги будем рисовать или прямые проводить. Хоть срать. И я ни в чем не уступлю.

Сергей Бархин — член ВТО.

БАРХИН: Я очень руглив был. Я со всеми разругивался. И тогда я начал делать спектакли в провинции. Меня мой друг успокаивал: «Ты не думай, старик. В каждом городе у тебя бу­дет приключение и не одно». Ну, мне это понравилось. Ну, я был буквально матросом!

Приезжаешь в город Иваново. Думаешь — там женщин много. Развлекусь. Никаких женщин. Грязный город. Просто помойка. Полуснег. Ужасная гостиница. Театр — страшный.

Делаю «Чайку» (режиссер давно в Вашингтоне). Я ему гово­рю: «Давай мы как будто бы не в Иваново ставим, а в Париже. Ну — с претензией». И сделали какие-то яркие красные, синие, зеленые костюмы. Спектакль получился ну совсем не декадент­ский, а чуть опереточный, и по эмоциям похожий на итальян­скую комедию — с жестами.

Потому что жестяной пол гремел. Я им там сделал жестяной пол. Они могли либо говорить, замерев. Либо ходить, ничего не слыша. Я им еще сделал разные подошвы: жесткие, мягкие. Сделал пи для чего, а так просто, потому что — если придашь характерность, то что-нибудь из этого да выйдет.

Я смекнул, что очень неприятна декорация, которая выражает суть пьесы. А хороший спектакль в ней вроде и не нуждается.

Стали называть «декоратором», «оформителем». А я не против. «Сценограф» — говно слово, «декоратор» — лучше, «оформи­тель» — прекрасно. У вас нет формы? Я дам вам форму!

Сергей Бархин — участник всесоюзных и международных выставок.

Арам Хачатурян. Спартак.

Сергей Бархин пользовался в Риме большим уважением, хотя римляне находили его краски слишком варварскими. В то вре­мя он создавал оформление к запрещенному официальным Ри­мом балету «Спартак».

Светоний упоминает Бархина в своих не дошедших до нас книгах «О зрелищах и состязаниях у римлян» и «О брани пли ругательствах и о происхождении каждого».

Впоследствии, продвинувшись до важнейших прокуратур, Бар­хин не поддался никаким соблазнам, не изменил своей врож­денной любви к воздержанности, никогда, при всем разнообра­зии своих обязанностей, не умалил славу своей человечности п с такой же твердостью претерпевал труды, с какой сейчас перено­сит покой.

Его привлекал колорит Древнего Рима: пурпур подаваемых па стол краснобородок, белый, зеленый, красный и синий цвета колесничих на состязаниях, зверская простота цирковых риста­лищ и неизобретенность итальянской сцены.

Кто, кроме него, мог придумать убранство галльского триум­фа из лимонного дерева, понтийского — из аканфа, александрий­ского — из черепахового рога, африканского — из слоновой кости, испанского — из чеканного серебра?

БАРХИН: От меня все время требовали «Любимова-Боров­ского». А я другой. Я не оппозиция, я не нарочно. Русские как-то любят бежать в одну сторону. Но я-то знаю! Можно все делать наоборот — и не ошибешься. Тоже не ошибешься. Зато инте­реснее.

Мне строгость эта неинтересна, ну совсем неинтересна. И это наложило отпечаток на репертуар. Я все стал брать «Золушек».

Сергею Бархину иногда недостает серьезности в работе.

БАРХИН: Один вопрос меня занимает. Меня заказывает не управление культуры и не дирекция… Лично режиссер. Как на танцах приглашает…

Так почему же, если я такой хороший, они меня приглашают на раз, на два, не больше? И в основном тогда, когда им плохо?

Сергей Бархин всегда боролся за правду.

БАРХИН: Я сформулировал такую теорию. Что художник в театре — как бог. Бог. А режиссер — король. Режиссер только лишь осмеливается выбрать с трудом пьесу и сделать распре­деление ролей. На самом деле, это уже много.

А ты должен сделать природу игры — стадион ли, горы. Я даю страну. И более того — законы, которые нельзя нарушать. Поправки бесполезны! Ну, это только ухудшит дело. Остается только смириться. Я думал о вас, сколько мог.

Бесполезно роптать. Живут же люди во всяких условиях.

БАРХИН: Уламывая режиссера, я еще и свои задачи решаю. Сделаю ка я все синим. Просто так — ни к селу, ни к городу. Просто мне интересно: как это будет, если все сделать синим и осветить синим.

Сергей Бархин любит чистые цвета и чистые решения.

Бархин свободен во всем. Кроме одного. На руках его — золо­тые оковы. Это путы изысканности, собственного искусства и мастерства, цепи наследственной воспитанности. Его работы тон­ки до неприличия, демонстративно умны, смелы — чрезвычайно. Позволят ли ему боги испытать величественное и сладкое неве­жество живописца?

БАРХИН: Если бы мне театр дали делать еще в институте — я бы землю ел. Если бы мне в тридцать лет дали делать муль­типликацию — я бы землю ел. Если бы мне в свое время дали повидать мир! А сейчас вдруг стали всюду пускать. И я еду. И ничего. Даже покупки раздражают. Приятны только завтраки и, может быть, музеи. Все хорошо вовремя. Все можно и не успеть.

ВОПРОС К БАРХИНУ: Неужели вы так плохо относитесь к театру?

ОТВЕТ БАРХИНА: Нет, почему же. У меня жена — актриса.

Алексей Тарханов. Декоративное искусство, 1989, №2