Леонид Бажанов

Леонид Бажанов

В свое время замечательный человек Ве­ра Николаевна Кулешова, с которой мы ра­ботали в одной редакции, показала мне эс­кизы сценографии Сергея Бархина, где сце­на была засыпана арбузами. Фантастическая идея! Особенно в контексте того, чем я тогда интересовался — хеппенингами Эллана Капроу, театром Тадеуша Кантора, сценографией Давида Боровского и т. п. А тут вдруг такая дерзкая, романтическая, совершенно ошело­мительная фантасмагория. Лирично, живопис­но и в то же время с очевидными для меня перекличками с хеппенингом Эллана Капроу, когда он перекрыл улицу покрышками авто­мобилей. На меня эти эскизы произвели силь­ное впечатление. Это была первая непосред­ственная встреча с творчеством Бархина. Вско­ре — где-то середина 1970-х — вместе с моим другом и тогда соавтором Валерием Турчиным и его университетскими студентами (у них там была искусствоведческая практика) я очутился в летнем Тбилиси. В день рождения Турчина после радостного студенческого обеда в ма­леньком гостеприимном ресторанчике мы ока­зались на старой тифлисской уличке. Увидели грузовик с арбузами. Не помню, как, — купить мы не могли, денег не было, — но как-то мы овладели этим грузовиком и арбузами, открыли борт машины, высыпали арбузы на мостовую, и они покатились вниз по крутой улочке. Раска­лывались, разбивались, брызгая во все стороны красной мякотью. Люди уворачивались от ка­тящихся арбузов, ходили по ним, недоумевали и восхищались зрелищем. Это была, вероятно, некая редукция бархинской творческой интен­ции в нашу буйную, артистическую, радостную молодость в фантастическом старом Тбилиси.

Другой эпизод в моей жизни, связанный с Сергеем Бархиным, — это его рассказ в рам­ках устного журнала в ЦДХ о доме Хачатуряна. Был такой армянин, который из бетона выстро­ил под Баку свой дом. Круглый, на одной ко­лонне. Дом и участок вокруг был украшен же­лезобетонными скульптурами. Звери, люди — верблюды, собаки, тигры, змеи, музыканты, Ал­ла Пугачева, сам хозяин дома… В натуральный рост. Фигур было много — десятки. Блестящий рассказ Бархина и показ слайдов произвели на меня столь сильное впечатление, что я с Ка­тей Гердт, Денисом Евстигнеевым и Сашей Закржевским, раздобыв кинокамеру и пленку, по­ехали в Азербайджан и сняли документальный фильм про этого гениального армянского са­моучку. (Боюсь, сейчас этого дома уже не су­ществует). Впечатления и яркая интерпретация Сережи Бархина оказались непреодолимо за­разительными.

Каждый раз общение с Сергеем Бархиным, с его искусством, помимо духовного удоволь­ствия, интеллектуального наслаждения дает не­сомненный артистический импульс, индуцирует сотворчество, co-знание. То, что было в андерграунде, я знал и сам, но каждый раз Бархин открывал какие-то новые пространства, уди­вительные явления, сводил с необыкновенными людьми, указывал на замечательные предметы.

Недавний сюжет, связанный с Бархиным, еще ждет своего развития. Когда у нас в ГЦСИ была презентация недавно изданной книги Бар­хина, Сергей сказал мне, что хорошо бы как- то заполучить для коллекции нашего Центра современного искусства ряды стульев — по­ка они еще целы, — которые спроектированы чуть ли не архитектором Мельниковым и были задействованы у Давида Боровского в спектак­ле «Высоцкий» в «Таганке». Я чувствую, что мы должны это сделать. Бархин надоумил.

27 июля 2008 года. Записал В. Березкин.
Рукопись // Архив В. И. Березкина