Виктор Иосифович Берёзкин

Сергей Бархин на смерть Виктора Берёзкина

Умер Виктор Иосифович Берёзкин, главный отечественный и мировой специалист по сценографии и по осмыслению самого этого термина в наше время. Им выпущено множество всеохватных книг по сценографии России и мира, по истории театральных декораций, по искусству отдельных художников. Большие монографические работы о художниках: Д. Лидере, М. Китаеве, А. Васильеве-старшем, Б Мессерере, Д. .Боровском, Э.Стэнберге, И. Свободе, Б. Уилсоне, Канторе, Шайне и других. Виктор Берёзкин ввёл термин и исследовал термин «Театр Художника».

Взгляд Берёзкина – никогда не с нахмуренными бровями цензора. Он был всегда ровен, доброжелателен, свободен от интриг и личных интересов и пристрастий.

Ко мне домой он пришёл году в семидесятом, когда я никого в театре ещё не знал, в момент, когда я был в ужасе от жестокости театров и когда я собирался уйти от такой работы. Была отвратительная критика современниковской «Чайки» и таганковского «Тартюфа». Но Витя уговорил меня и расхвалил. И я стал ездить по стране СССР. Так же он уговорил меня какое-то время оставаться в ГИТИСе и Большом театре. Он всячески смягчал любую мою ситуацию. По-моему Витя был единственный человек, кто заинтересовался моими пьесами и читал их.

C 1968 года, почти сразу, как мы сделали «Балладу о невесёлом кабачке» и, уж во всяком случае, как только я начал работать один, возможно единственным театроведом, специалистом по сценографии, который интересовался мною и писал обо мне, был Виктор Берёзкин.

На протяжении сорока с лишним лет Витя был для меня в сценографии, как старший брат.

С первых дней нашего знакомства и с первых спектаклей он стал собирать обо мне все материалы. Часто радостью для него были подаренные ему мои кроки и маленькие эскизы или ещё ценнее – рукописные тексты выступлений и статей.

Витя отдал мне едва ли не лучшую роль играющего художника театра. Берёзкин видел мою всеядность и отдал мне игровую сцену и игровую декорацию, не требуя от меня «мужественного материализма». Как игрок в покер, он шутливо придумал, что В КАРЕ ИЗ ТУЗОВ В СОСТАВЕ БОРОВСКОГО, ЛИДЕРА, КОЧЕРГИНА И КИТАЕВА, БАРХИН ВОШЕЛ ДЖОКЕРОМ И ОБРАЗОВАЛСЯ ПОКЕР – Законченная самая главная комбинация. Зная и мою любовь к картам и фигурке джокера – средневекового шута, Витя мне этим польстил и одновременно подметил мою черту. Всерьез же Виктор Берёзкин написал обо мне целый том и очень хлопотал о его издании.

В теории и истории сценографии Виктор Берёзкин никогда не был ограничен партийной точкой зрения. Он был восхищен любыми решениями и открытиями художников.

Я и все мы художники театра, сценографы будем помнить Витю, Виктора Иосифовича Берёзкина, и теперь всегда будем испытывать сиротство, нехватку внимания к нашему искусству.

Я вместе со всеми людьми Театра скорблю, так, как нет теперь с нами такого светлого и очень нужного, важного Человека.

17-18 июня 2010
Сергей Бархин.